Как укладывать тротуарную плитку?
« назад
Скучные асфальтовые и бетонные дорожки и площадки уходят в прошлое. На их место приходит тротуарная плитка – очень удобное, практичное и красивое покрытие. Отличный внешний вид, доступность, долговечность – это свойства тротуарной плитки, благодаря которым выбор следует остановить именно на ней. С помощью небольших элементов разной формы и оттенков можно облагородить территорию перед офисом и домом, сделать мощение дорожек или места для проезда и стоянки автотранспорта. Преимущество плитки еще и в том, что процесс ее укладки намного проще, чем строительство традиционных дорожных покрытий. Она легко монтируется и демонтируется, недорого стоит, и экологически чиста.

Укладка тротуарной плитки всегда должна проводиться в несколько этапов.

1. Планировка участка

Это важный и ответственный этап работы. Правильно спланировав дорожку или площадку, можно избавиться от последующих переделок и перерасхода материалов. На этом этапе следует выбрать тип плитки, бордюров, фигурных элементов, разметить рисунок или узор и выбрать направление укладки. Длительная стойкость покрытия брусчаткой определяется безупречным выполнением строительных работ, квалифицированно выполненной основой и верхней частью, а также правильной толщиной. Критерием выбора здесь является ожидаемая нагрузка.

Толщины 40 мм достаточно, чтобы выдерживать человеческий вес, поэтому такая плитка используется исключительно на садовых дорожках. В целом в частном секторе укладывается брусчатка толщиной 60 мм – у входа в дом, вокруг дома, вокруг забора, а также во дворах многоэтажных домов – там, где выше пешеходная нагрузка и возможен случайный наезд транспортных средств.
интернет магазин тротуарной плитки
Толщину 80 мм используют на поверхностях, которые сильнее испытывают воздействие проезжающих легковых автомобилей и пешеходов, например – подъезд к гаражу, парковки, а также центральные городские улицы и площади. При возрастающей транспортной нагрузке необходима толщина брусчатки 100 мм. Примером могут служить проселочные улицы или двор склада, транспортной конторы. Здесь постоянно осуществляется движение груженого транспорта, поэтому крайне необходима в высшей степени стабильная толщина брусчатого покрытия.

После выбора толщины и формы плитки, а также желаемого ее расположения на участке с помощью рулетки, строительного шнура, колышков и строительного уровня (или нивелира) разбиваются дорожки или площадки. Важно помнить, что для эффективного отведения влаги следует оставить небольшой угол наклона (около 2%) и предусмотреть дренажную систему.

2. Подготовка основания


Тщательная и продуманная подготовка основания – главное условие для качественной укладки плитки руками. Данный этап включает в себя подготовку грунтовой поверхности, ее обработку, установку границ участка (бордюров) и последующее заполнение основания.
производство брусчатки

Первый этап работы – снять грунт на высоту 150 – 400 мм, стараясь не нарушить основной грунт, так как он уже достаточно утрамбован. Если же порода непрочная, ее нужно утрамбовать. Такая подготовка необходима для правильного расположения основания (щебня и песка). Грунт снимают по ширине равной ширине дорожки или тротуара плюс 80 или 150 мм с каждой стороны для установки ограждающего бортового камня. В случае если будет устанавливаться поребрик это 80 мм с каждой стороны, если бордюр - 150 мм.

Выкапывается канавка так, чтобы с учетом бетонной подушки верх бордюра выступал над шнурком на 1-2 см. На дно канавки кладется бетонный раствор. Бордюр опускается на бетонную подушку и пристукивается резиновым молотком до совпадения со шнурком. Проверяется вертикальность его установки и плотность зазора с предыдущим. Канавка засыпается с наружной части песком и трамбуется.
тротуарная плитка в старом осколе

После установки и выравнивания бордюров участок заполняется основанием в три слоя: нижний слой из кубовидного щебня крупной фракции (5-20 мм), второй – щебень более мелкой фракции (0-10 мм). Подушка трамбуется обычным трамбовщиком или вибромашиной. На щебень можно уложить геотекстиль. Его назначение – не дать песку перемешиваться со щебнем, обеспечить отток воды, сделать основание более прочным и долговечным, препятствовать прорастанию сорняков между плитками. Верхний слой – подготовленный увлажненный песок. Мягкий речной песок не подходит для этих целей. Песок также укладывают в два этапа: первый слой хорошо утрамбовывают, а второй — просто разравнивают швеллером. После правильной подготовки поверхности слой песка будет на 5 мм выше, чем должно быть готовое покрытие. Это величина осадки, которую дает песок в процессе трамбовки непосредственно самой плитки.

3. Укладка плитки

Укладка плитки происходит вручную, «от себя», т.е. от уже уложенной поверхности, так что на вправленную подложку под плитку при этом не наступают. Каждый элемент участка ставится на подготовленный песок и легко фиксируется резиновой киянкой. Если основание подготовлено правильно, плитка не будет «ходить», а сразу станет на свое место. Если не удалось положить плитку так, как планировалось, ее необходимо поднять, подсыпать или убрать песок и снова выровнять трамбовкой. Между плитками оставляется просвет 3-5 мм. После укладки всех деталей поверхность обрабатывают виброплитой, чтобы окончательно сформировать покрытие.
бордюры для тротуарной плитки

Если планируемая дорожка или площадка имеют неправильную форму, закругления или повороты, то плитку придется резать. Также к этому придется прибегнуть в случае укладки плитки по диагонали. Тротуарная плитка режется болгаркой с диском по камню.
Наибольшим испытанием для тротуарной плитки являются катящиеся грузы, к которым относятся в том числе и автомобильные колеса. Эти динамические нагрузки влияют на отдельные камни брусчатки и пытаются их раскачать в направлении движения. Брусчатые камни сопротивляются этому движению путем упора через шов брусчатки на соседний камень мостовой. Брусчатка, которая уложена рядами под прямым углом к главному направлению движения, уводит эти силы сопротивления от искривления через 2 камня брусчатки. При этом активируются только два шва брусчатки для переноса силы. Если камни мостовой уложены диагонально по отношению к направлению движения, то они могут передавать нагрузку через 4 шва брусчатки, препятствуя искривлению. На практике это означает, что диагональная укладка делает покрытие более стабильным, поэтому это наиболее оптимальный вариант укладки плитки в местах проезда автотранспорта. Помимо этого существует плитка более сложной формы, чем простая брусчатка, например волна, которая еще лучше справляется с распределением получаемой нагрузки. В пешеходных зонах с небольшой нагрузкой можно ограничиться более простым и экономным (меньше резов плитки) способом укладки – под прямым углом к направлению движения.

Когда плитка в черновом варианте уложена, уровнем или правилом проверяется качество укладки: устраняются выпуклости, впадины и неровности.

4. Заполнение швов

тротуарная плитка бордюр цена
Брусчатка, швы и материал для швов образуют при правильно положенном покрытии функциональное единство. Материал для швов служит при этом эластичной опорой от камня к камню. Покрытая брусчаткой поверхность только тогда полностью функциональна, если швы плитки положены правильно и полностью заполнены правильным шовным материалом. Для заполнения швов применяются только сухие шовные материалы. В любом случае материал для заполнения должен быть абсолютно чистым. Это означает, что он не должен содержать красящих мелких частиц, которые могут проникать в поры верхней поверхности плитки и быть причиной изменения цвета. Ни в коем случае нельзя использовать песок, содержащий глину и цемент.

Таким образом, тротуарная плитка это качественный современный продукт, который очень удобен в использовании и способен доставлять эстетическое наслаждение помимо выполнения своей основной функции. Однако важно помнить, что только при соблюдении всех правил и норм укладки тротуарной плитки, а также правильному определению необходимой толщины, формы и направлению ее укладки, она гарантированно будет служить долгие годы в наших суровых климатических условиях.
« назад